Роль семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе

19.11.2018

       Роль родителей в становлении  эмоционально-волевой готовности и формировании произвольности поведения у дошкольников огромна.

Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует  предоставляемая ребенку самостоятельность.

Если у ребенка в 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть еще  очень простые, такие, как убрать свои игрушки или подмести в комнате, помыть посуду. Сходить в магазин за хлебом, то такой ребенок оказывается гораздо более  готовым к школе, чем тот, за которого все делаем мама или бабушка.

     Чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада, родителей и воспитателей. Причем эта работа не может ограничиваться, только обучением читать, писать, считать.        Естественное  желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных  неприятностей в жизни. Однако, постоянно  контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное  и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

       Родители  должны стремиться к тому, чтобы  у ребенка не сформировалась тенденция  к постоянному ожиданию неудачи  и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.
Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя и свои возможности, помогает избежать ошибок, поддерживает при неудачах. Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать  ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в  его силы и способности. Поддержка  касается не только негативного поведения ребенка.           

       Родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны.

Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности, преодолевать жизненные трудности при помощи тех, кого она считает значимым для себя.

       Для того  чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку  сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности. Завышенные  требования родителей к ребенку  сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчёркивании его способностей, возможностей. Его положительных сторон.   Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в  коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку  почувствовать свою нужность.

Поддерживать можно посредством:

– отдельных   слов   («красиво»,   «аккуратно»,   «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);

– высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как  ты работаешь», «Это действительно  прогресс»,  «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений  (потрепать по плечу, дотронуться  до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу,

обнять его);

совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко  вести его, играть с ним, слушать  его, есть вместе с ним);

выражение  лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

     В обучении мотивом является направленность ребенка на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

         В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов, решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.  

Интерес к новым знаниям,

- элементарные навыки поиска интересующей информации,

 - осознание общественной значимости школьного учения,

- умение подчинять свое «хочу» слову «надо»,

- желание трудиться и доводить начатое дело до конца,

- умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки,

- стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

      Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 19.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти