Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста»

12.12.2023

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.  Младший дошкольный возраст, как и ранний, – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Сенсорные ощущения классифицируются на:

- визуальные;

- осязательные;

- обонятельные;

- слуховые;

- вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

- размере;

- форме;

- цвете;

-  звуках;

- вкусе;

- запахе.

Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в максимально доступной для его понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

 В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).

Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр:

1.                Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.

2.                Искать в крупе клад – мелкие игрушки.

3.                Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.

4.                Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.

5.                Организовать пространство для сюжетной игры (используя мелкие игрушки, конструктор и т.д.)

Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?

1.     Сенсорное познание предметов и веществ;

2.     Развитие мелкой моторики;

3.     Развитие чувственного восприятия;

4.     Развитие фантазии и воображения;

5.     Медитативный и успокоительный эффект;

6.     Замечательный способ времяпрепровождения.

Примеры «сенсорных коробок»:

1.    «Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы).

2.    «Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.  

3.    «Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.01.2024

Дата обновления: 09.01.2024

Дата публикации: 12.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.