21.09.2022
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как
период существенных изменений в организме ребенка и является определенным
этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и
совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма,
развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же
развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления,
воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного
детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу
дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок
начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и
объектах.
Память. К концу дошкольного возраста
происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает
играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более
высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности
ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира,
формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет
развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры,
неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и
впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в
активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность
и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7
летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое
он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется
рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой
основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической
и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение
мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать
над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в
таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают
различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и
стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью
на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может
полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки
своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой
деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции –
«позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей
личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени
подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих
компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется
состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к.
школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя
психологическая готовность к школьному обучению?
Под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического
развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической готовности к обучению
в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и
эмоционально-волевая готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником,
получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она
связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована
психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и
успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем
развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением
добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность характеризуется
сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой
социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный
круг обязанностей.
Социально-личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим
способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития
самосознания.Также социально-личностная готовность включает сформированность у
ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и
взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам
деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является
важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием
познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью
обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по
существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать
выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Важной составной частью психологической готовности к обучению
является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность
определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную
устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная
деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности,
умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя. Волевая
готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия:
способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия,
выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости
преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность
компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой
поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной
деятельности.
Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям
и навыкам, необходимым будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об
окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире,
о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о
правилах дорожного движения.
Математические знания. Ребенок должен знать:
- цифры и знаки «+» и «-»;
-смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
-количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
-знать простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
-читать числа до 20;
-считать до 20 (прямой и обратный счет);
-решать арифметические задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
-ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в
одну тетрадную клеточку»;
-решать примеры в пределах 10 (или 20);
пользоваться часами без секундной стрелки.
Требования к уровню устной грамотности. Ребенок должен знать:
-алфавит;
-средства интонационной выразительности (повышение и
понижение голоса);
-ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
-проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно
выделяя и называя все звуки в слове;
-различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие
звуки;
-выделять ударение в словах;
-устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность
текста);
-обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению
(требования, предъявляемые к речи):
-ясное произношение всех звуков родного языка;
-умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко –
тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
-использовать в речи средства интонационной выразительности,
уметь выразительно прочитать стихотворение;
-должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
-должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не
прерывать без извинения двух говорящих людей;
-ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних
повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
-уметь объяснять своими словами смысл пословицы,
стихотворения.
Требования к уровню грамматических навыков:
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и
кисти;
-умение правильно держать руку, карандаш, кисть.
Требования к уровню развития мышления и воображения:
-умение выполнять действие классификация;
-умение давать определение знакомого понятия через род и
видовое различие;
-умение строить простейшие.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2022
Дата обновления: 21.10.2022
Дата публикации: 21.09.2022