29.04.2019
Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет).
Одной из главных задач обучения ребенка
является развитие активной и пассивной речи у него.
Обучение ребенка (2 г.) направленно на
активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой
структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из
повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т.д.;
звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д.; двусложные слова с открытыми
слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди,
гулять, большой и т. д.; трехсложные слова с открытыми согами: молоко,
машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.
Овладение фразовой речью
происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»;
«Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и,
наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).
Развитие речи ребенка происходит в процессе
ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.
Приемы обучения детей раннего возраста:
Показ предмета (игрушки) и его
называние.
Используется внезапное появление и быстрое
исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка
и т. д.). Взрослый достает игрушку из-за ширмы (из коробки) и быстро прячет ее
обратно.
С целью развития речи в момент появления
игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка.
Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент
зрительного сосредоточения, задержать игрушку над ширмой, дать ее ребенку в
руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.
Необходимо использовать звучащие игрушки
(погремушка, бубен, дудочка …). Следует подавать звучащий сигнал с разных
сторон, следя при этом за реакцией ребенка.
Вызванные ответные реакции: улыбка,
протягивание руки, вокализация и т. д. свидетельствуют об установлении контакта
с ребенком и появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к
пониманию речи).
Рассматривание предмета.
Берутся знакомые игрушки после усвоения их
названий. Взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части из целого
и т. д.. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету,
могут быть и у лругих предметов: «Мяч большой, мишка большой, стол большой»,
«Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей
раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть
группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом, содержащим в
себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто
летает?».
Необходимо обращать внимание ребенка на
наличие связей и отношений между предметами: «Карандаш, бумага нужны, чтобы
рисовать.»
Показ действий с предметами и их
называние.
В основе овладения детьми действиями с
предметами лежит подражание взрослым. Сначала необходимо совместно
выполнять действия: показав действия, взрослый берет руки ребенка в
свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч,
надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок
усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной
последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно
переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу
взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в
свободной деятельности.
Затем ребенок должен научиться понимать, что
действие, выполняемое с одним предметом может выполняться и с другим
(«Сними кольцо с пирамидки, верхний кубик – с постройки, платье с куклы, шапку
– с себя» и т. д.)
В процессе выполнения действий взрослый
поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши; гладит по
голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с мимикой («хорошо»,
«очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком
головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).
2.
Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение
называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи:
Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка)?»
- «Мяу».
Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит
сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно
воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не
нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи,
что удлинит сроки появления активной речи.
Успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2019
Дата обновления: 18.05.2019
Дата публикации: 29.04.2019