02.04.2019
Как убедить родителей обратиться на ПМПК?
Поздно…
Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации,
развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут
коренным образом изменить жизнь ребёнка к лучшему.
Почему так
происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели
родители не видят трудностей, не замечают того, что с развитием, с общением у ребёнка, мягко
говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь?
Как правило,
первыми обращают внимание на неполадки в детском развитии педагоги,
работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если
могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё
же не в силах. И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения:
родители отказываются обращаться к кому
бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае,
а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в
профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни
прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню
(педагоги просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают
ситуацию на самотёк).
Конечно, большинство родителей прекрасно видят
такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них
и что-то делать для их преодоления.
Причин этому может быть огромное множество:
·
Кто-то догадывается о трудностях, но не
имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов),
для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.
·
Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке,
предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в
том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не
всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая
защитная реакция).
·
Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят
верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их
незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется
самым лучшим.
·
А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать,
прикладывать усилия, надеясь, что «само рассосётся» (потому что это требует
довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и
иногда материальных затрат).
Поэтому
первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что
определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и
мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот
шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто
невозможно.
Как же
педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его
– реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки
обратиться за помощью в ПМПК?
Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит.
Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам
воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их
расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно
понимают. Поэтому, пока
не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у
ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!
Для
этого следует
знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения
образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что
нужно освоить ребёнку). Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении
программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях. Поняв
требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с
тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть
проблему.
Да, детей
нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других
или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается
ребёнок, его возможностям и способностям. Конечно, очень важно сказать не
только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о
достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями
и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического
сопровождения ученика.
Во-вторых, обязательно
привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их
преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете
стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены
по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в
некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте
ответственность с родителями, чётко
оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей.
Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными,
любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается
ребёнок.
В-третьих, необходимо дать родителям полную
и достоверную информацию о ПМПК,
процедуре обследования и перспективах после его прохождения. Очень
многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то
(как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети,
прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно
отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования
становится для них невозможным.
На самом
деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких
диагнозов, а дают рекомендации о
том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он
сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с
задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для
детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос
о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о
продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.
В случае
если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и
ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и
получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить
учёбу в учреждениях начального профессионального образования и
получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений,
принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.