10.10.2022
Очень часто воспитатели детских садов обращаются к
психологу по вопросу поведения детей. Особенно частая жалоба на
импульсивность, сверхподвижность, невнимательность, неусидчивость ребёнка.
Родители тоже испытывают трудности в воспитании таких детей. Что это? Просто
здоровая активность и подвижность любознательного ребенка? Или такое поведение обусловлено тревожностью
ребёнка или проявлением синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?
Признаки гиперактивности
Гиперактивность - это
расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся
чрезмерной активностью, возбудимостью ребёнка. Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый
– это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если
он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в
магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда.
Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет
бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном
предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То
есть даже если он устал,
он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет
и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает,
не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы
на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками,
беспокойно. Ребёнок может быть неуправляемый, при этом он абсолютно
не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом,
магазин, детский сад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию -
дерётся, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп.
У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его
сверстников, даже самых избалованных.
Причины гиперактивности
Существует много теорий относительно того, что вызывает у
ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако на современном
этапе исследования СДВГ считаются
доминирующими три причины в развитии синдрома: биологические, генетические,
социальные. Во всем мире основными причинами синдрома дефицита внимания и
гиперактивности признаны биологические факторы – это неврологическая патология
и наследственная предрасположенность. Иногда
родители ошибочно полагают, что поступление в дошкольное учреждение и появление
новых обязанностей положительно скажется на ребёнке, и он
изменится. Зачастую начало посещения детского сада только провоцирует проблемы
ребёнка, ведь изменяются требования к нему при нахождении в детском коллективе
и требования к нему в семье: изменения режима, изменения в социальном окружении
(требования к питанию, организованные занятия, правила коллективного
взаимодействия), «отрыв» от матери. Ребёнку трудно справляться с новой
ситуацией, с новыми правилами, он начинает проявлять проблемное поведение, что приводит к неуспешности, а иногда и к
отставанию от сверстников. Расторможенный, неуправляемый ребёнок может
поставить в тупик взрослых, которые,
как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одёргивают.
Ребёнок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без
помощи родителей изменить свое поведение.
Критерии выявления гиперактивности у ребёнка:
1.
Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2.
Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4.
С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в
коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5.
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности
(не связанные с негативным поведением или недостаточностью
понимания).
7.
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8.
Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
9.
Не может играть тихо, спокойно.
10.
Болтлив.
11.
Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается
в игры других детей).
12.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую
к нему речь.
13.
Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.
14.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например,
выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
Говорить о гиперактивности можно только в случае, если
перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода. В силу
установления поспешных выводов о гиперактивности ребёнка нужно проявлять
аккуратность в оценке его поведения. Синдром гиперактивности – это медицинский
диагноз. И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист:
психиатр или невролог.
Диагноз ставится только после проведения специальной
диагностики, обследований, наблюдений, а никак не на основе фиксации излишней
активности ребёнка.
Диагностика
С проявлением гиперактивного поведения у детей взрослые
могут столкнуться уже с первых дней жизни. Младенцы имеют повышенный мышечный
тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо
едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится
неспособность ребёнка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно
слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит
преимущественно хаотический характер. Ребёнок не может сидеть на стуле, ёрзает,
шумит. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты
обычно не ставят, а наблюдают за ним несколько месяцев, в
течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать
диагностических ошибок. Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в
старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.Он
приходится на период полового созревания ребёнка. Диагностировать
СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами
других неврологических нарушений.
Рекомендации родителям
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в
воспитании;
- помните, что поступки ребёнка не всегда являются
умышленными;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких
правил;
- не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов
«нет»
и «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и
доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с
другой - завышенных требований к ребёнку;
- реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом
(пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного (если это не опасно) и т.д.);
- повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами
много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс
извинения
за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех
членов семьи;
- чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не
отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения
ребёнком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на
компьютере
и просмотра телепередач;
- по возможности избегайте большого скопления людей;
- помните, что переутомление приводит к снижению
самоконтроля
и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из
родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать
балльную или знаковую систему;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть
необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное
сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к
отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают
выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на
стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;
- воспитывайте в детях навыки управления своим
эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно
обсудив
их с ребёнком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое
время;
- не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его
уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так
как для него это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание,
которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную
конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните ребёнку его проблемы и научите с ними
справляться.
Словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются
результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме
работы, поэтому для ребёнка с СДВГ наиболее действенными будут средства
убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры,
просмотр телепередач, встречи с друзьями;
- приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья
штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
- смена дружеского тона на строгое официальное общение;
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо
позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения
ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в
постоянном поощрении желательного поведения ребёнка
и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха
является понимание проблем ребёнка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения
гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже
лет. Причём признаки гиперактивности исчезают по мере взросления а импульсивность и
дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни, поэтому надеяться на то, что
время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия
непременно принесут свой результат.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз,
поэтому проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет
нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет.
Постоянные наказания, замечания, окрики, нотации не приведут к улучшению
поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2022
Дата обновления: 21.10.2022
Дата публикации: 10.10.2022